1. Роль и способы участия прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод граждан
2. Компетенция органов прокуратуры при рассмотрении обращений граждан
В органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РД регулируется положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и других федеральных законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора РД.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также не должны подменять ведомственный контроль по вопросам следствия и дознания. Проверки проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Для установления в органах прокуратуры РФ единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации утверждена соответствующая Инструкция, в соответствии с которой обращения, разрешение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в 7-дневный срок с момента регистрации, должны направляться по принадлежности вопроса с одновременным уведомлением об этом заявителей.
С учетом данного требования прокуроры направляют по подведомственности первичные обращения граждан, относящиеся к компетенции контролирующих органов, правомочных проводить проверки и принимать соответствующие решения.
Например, обращения, касающиеся трудовых правоотношений, направляются в орган государственного контроля в данной сфере на территории города - Государственную Инспекцию труда РД, вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Управление Роспотребнадзора РД.
В случае, если контролирующим органом не приняты надлежащие меры в рамках компетенции или нарушены установленные законом сроки разрешения, такие решения, действия (бездействие) можно обжаловать в органы прокуратуры.
Таким образом, к производству в органах прокуратуры принимаются обращения, по которым меры прокурорского реагирования используются по прямому указанию закона или полномочия других органов недостаточны для устранения нарушений закона.
3. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
Прокурор участвует и дает заключение по гражданским делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, лишении или ограничении родительских прав, признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об объявлении гражданина умершим или безвестно отсутствующим, а также в других случаях, предусмотренных законом.
При этом прокурор привлекается к рассмотрению упомянутых категорий дел судом или по ходатайству участников процесса.
При рассмотрении судами дел прокурор обладает правами лица, участвующего в деле, и ему, как и иным участникам процесса, должны быть переданы копии документов, предоставляемых сторонами в обоснование своих требований или возражений (копия иска с приложенными материалами, возражений, позиций и иных), любым способом, позволяющим отследить их отправку (электронная почта, почтовое отправление и иные).
Прокурор может оспорить решение суда только по тем гражданским делам, в которых он принимал или должен быть принимать участие в силу прямого указания закона.
Важно знать, что на прокурора, участвующего в деле, распространяются такие же сроки на оспаривание судебного акта, как и на других участников дела: для не вступившего в законную силу решения – 1 месяц со дня изготовления в окончательной форме; для решения, прошедшего апелляционное обжалование – срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его вступления в законную силу.
Участники процесса вправе самостоятельно обжаловать судебные акты по гражданскому делу в апелляционном и кассационном порядке, либо обратиться с соответствующим заявлением к прокурору.
Суд также может привлечь прокурора к участию в деле в качестве третьего лица в случаях, если судебным актом могут быть затронуты его интересы, а также в целях осуществления прокурорского надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем.
4. Упрощение получения выплат на детей
С 1 ноября меняется перечень документов, которыми ранее было необходимо подтвердить право на получение финансовой помощи от государства на детей от 3 до 7 лет.
Порядок станет проще: теперь для оформления выплаты гражданам не придется предоставлять документы, содержащие сведения об алиментах. Госорганы будут сами получать эту информацию через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Ежемесячные пособия на детей возрастом от 3 до 7 лет были введены указом президента РФ с 1 января 2020 года. Перечислять средства начали с 1 июля. Размер выплат равен 50% от регионального прожиточного минимума для детей. Оформить их можно лично в МФЦ или через портал госуслуг.
К слову прожиточный минимум в Республике Дагестан увеличился. Величина прожиточного минимума в Республике Дагестан за II квартал 2020 года установлена в расчете на душу населения - 10462 руб., для трудоспособного населения - 10717 руб., пенсионеров - 8200 руб., детей – 10757руб.
С 1 июля жители России имеют право получить единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей на ребенка в возрасте до 16 лет. Перечислять средства будут на основе данных Пенсионного фонда РФ.
5. Автоматические выплаты детям до трех лет
Также в конце октября Президент страны подписал закон, который разрешает получение ежемесячных выплат на первого и второго ребенка до трех лет автоматически. Речь идет о средствах, получаемых от государства в связи с рождением детей.
Согласно документу, до 1 марта 2021 года родителям не требуется посещать для оформления выплаты органы социальной защиты и Пенсионного фонда. Средства будут перечисляться автоматически.
Ранее такое положение действовало с 1 апреля до 1 октября 2020 г.
Право на ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка имеют семьи, в которых ребенок был рожден или усыновлен после 1 января 2018 г. и в которых подушенной доход не превышает двух МРОТ.
Закон вступает в силу с 7 ноября. Его авторы подчеркнули, что документ одновременно позволит повысить качество социального обеспечения граждан и обезопасит их в свете распространения коронавируса.
6. Оформление ДТП онлайн
В прошлом году в пяти регионах страны начался эксперимент по оформлению европротокола в режиме онлайн без вызова сотрудников ГИБДД. Опробовать новую услугу смогли в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане.
С 1 ноября 2020 года такая услуга будет доступна во всех регионах России. Теперь, чтобы зарегистрировать ДТП, нужно в мобильном приложении "Помощник ОСАГО" указать количество участников аварии (не больше двух). Оба участника должны иметь полисы ОСАГО, также не должно быть пострадавших. Страховщикам в этом случае передается вся информация с портала госуслуг (ФИО, паспортные данные) и, кроме того, дата, время, координаты и фотографии ДТП.
7. Без бумажной волокиты
Также с 1 ноября в России перестанут выдавать бумажные паспорта транспортных средств (ПТС). Теперь при покупке новой машины документ будут оформлять в электронном виде: там будет вся история автомобиля, включая обслуживание и аварии.
При этом бумажный документ также останется действительным для старых машин. Заменить его водители смогут по желанию.
8. Вопросы возникающие при выплате зарплаты работникам
В статье 129 Трудового кодекса РФ указано, что заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Из статьи 168.1 Трудового кодекса РФ усматривается, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Кодексом, коллективным договором, правилами трудового распорядка организации, трудовым договором.
В соответствии со статьей 136 Трудового кодека РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее, чем за
три дня до его начала.
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных
сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Статьей 140 Трудового кодекса РФ определено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В соответствии со статьей 178 Трудового Кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с
сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового Кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В статье 127 Трудового кодекса РФ указано, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Кроме того, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении сроков выплаты заработной платы руководитель обязан выплатить денежную компенсацию за каждый день задержки, начиная со следующего дня после задержки установленного срока по день фактического расчета включительно.
Согласно статье 137 Трудового кодекса РФ, удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 138 Трудового кодекса РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
За нарушение законодательства о труде предусмотрена ответственность ст. 5.27 КоАП РФ.
Нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее
подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
За полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности предусмотрена ответственность ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ.
9. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает перечень мер по предупреждению коррупции, которые обязаны разрабатывать и принимать организации.
К ним, в частности, относятся:
– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
– сотрудничество организации с правоохранительными органами;
– разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
– принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Неисполнение руководителями организаций указанной обязанности влечет установленную законом ответственность.
10. Установлена обязанность образовательных организаций ежедневно обеспечивать детей бесплатным горячим питанием.
Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно данным изменениям, с 1 сентября 2020 года обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, изменения затронут качество и безопасность пищевых продуктов для питания детей: с 12.05.2020 на образовательные организации и организации отдыха детей будет возложена обязанность учитывать сведения о состоянии здоровья ребенка при организации питания и размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню.
11. С 01.01.2021 трудовые книжки станут электронными
С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменении в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведения о трудовой деятельности в электронном виде».
Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ в Трудовой Кодекс Российской Федерации введена статья 661, согласно которой сведения о трудовой деятельности являются основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающей сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, об увольнении, а также причины и основания прекращения трудового договора), которая представляется работодателями в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР).
Законом установлены способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме, согласно которым их получение возможно у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР, а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
В соответствии с нововведениями, с 1 января 2021 г.:
работодателем будет осуществляться ведение трудовых книжек на бумажном носителе только тех работников, которые подадут до конца 2020 года об этом письменное заявление;
работникам, не подавшим письменное заявление, трудовые книжки выдаются на руки (работодатель освобождается от ответственности за их хранение) и для них осуществляется ведение сведений трудовой деятельности в электронном виде;
для лиц, впервые поступающих на работу, осуществляется ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде, трудовая книжка указанным работникам не оформляется.