Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый уполномоченный) введен Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
С 01 января 2021 года гражданин - потребитель финансовой услуги до обращения в суд с иском к банку, микрофинансовой организации, негосударственному пенсионному фонду или ломбарду, при цене иска не более 500 000 рублей будет обязан подать обращение об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, то есть законом введен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Последствием несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора является оставление судом искового заявления потребителя без рассмотрения.
Финансовый уполномоченный рассматривает заявления потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, с которыми у граждан уже заключены договоры.
Решения финансового уполномоченного подлежат принудительному исполнению. В случае несогласия потребителя финансовой услуги с решением финансового уполномоченного, оно может быть обжаловано в суд в течение 30 дней с момента вступления решения в силу. Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд по заявлению потребителя финансовой услуги может быть восстановлен.